«Крым. Реальные подробности о бизнес-возможностях Крыма».

В  Независимой общероссийской газете «Промышленный еженедельник»   

23 (521) с 30 июня по 6 июля 2014 г. на странице 7

вышла статья    

«Крым. Реальные подробности»  

Krym-2.pdf [202,35 Kb]  

о диагностике бизнеса Крыма, проведенной челябинской консалтинговой группой «Метод» (директор Чечулина Татьяна Евгеньевна)

Автор статьи    Калинина Татьяна Геннадьевна, редактор нескольких российских периодических изданий. 
«Крым. Реальные подробности о бизнес-возможностях Крыма».  

В настоящее время предпринимателя, который решился открывать свой бизнес в Крыму или сотрудничать с крымскими предприятиями подстерегает немало подводных камней. 

Например, не очень понятно, какая же ставка налогообложения по НДС принята в Крыму. Известно, что Госсовет Республики Крым принял «Постановление Государственного Совета Республики Крым» от 11 апреля 2014 года №2010-6/14. (аналогичный документ был принят и в г. Севастополь), которым НДС снижен с 20% до 18%. Также в Крыму действует российская льготная ставка налогообложения по НДС (это 10%). Минфин РФ 29 апреля выпускает письмо №03-07-15/20060, в котором разъясняется, что крымчане будут применять ставки по НДС в 18% и 10% по льготным товарам. 
Однако позже Госсовет Республики Крым принимает приложение к вышеназванному постановлению, которым снижает НДС до 4%, а по льготным товарам – до 2%.
Однако ни Минфин РФ, ни ФНС России этого снижения налогов не утвердили. ФНС России, делая разъяснения по крымскому НДС, 7 мая 2014 года выпускает письмо №ГД-4-3/8839, где для Крыма прописан НДС 18% и 10%, и полностью игнорируется постановление Госсовета, о снижении НДС до 4% и 2%. 
Как известно, налог на добавленную стоимость – это федеральный налог. Правда, Налоговый Кодекс РФ в полном объеме на территории Республики Крым начнет действовать только с 1 января 2015 года. 
Как в таком случае действовать российскому предпринимателю? 
Есть и другие нюансы, например, в настоящее время в Крыму нет такого понятия как «счет-фактура».
Для того, чтобы просчитать риски для российских предпринимателей и определить политику вхождения российских предприятий на территорию Крыма, специалисты группы консалтинговых предприятий «Метод» на месте провели диагностику промышленного и кадрового потенциала региона, изучили особенности ведения бизнеса в Крыму. 
Рассказывает генеральный директор консалтинговой фирмы «Метод» Татьяна Чечулина.

 

«Крым. Реальные подробности о бизнес-возможностях Крыма».
- Наши специалисты уже 20 лет работают на рынке России, Казахстана, Украины. В 90-х годах мы консультировали проекты по восстановлению бизнеса и производство на заводах России, в начале 2000-х лет вводили управленческие и маркетинговые технологии на прогрессивных предприятиях, помогали развивать предприятия Казахстана при становлении столицы г. Астаны; последние три года работали с международными холдингами в Украине. Поэтому когда Крым присоединился к России, к нам стали поступать вопросы от российских предпринимателей, руководителей предприятий с просьбой проконсультировать их по вопросам ведения бизнеса в Крыму. Это и понятно. Любой руководитель предприятия хочет предвидеть риски по развитию своего бизнеса, особенно, если начинает его на новой территории. Для того, что бы ответить на все возникающие вопросы, мы должны были сначала сами продиагностировать ситуацию, и поэтому в мае группа наших специалистов выехала в длительную командировку в Крым.
Оценивая состояние развития промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг Крыма мы пришли к выводу, что здесь полностью отсутствует стратегия развития. Просто полный ступор. Причин несколько: ранее развитию Крыма вообще не уделялось никакого внимания, у местных предпринимателей к этому не было никакой мотивации. Но и сейчас мы не увидели никаких правильных шагов в этом направлении. Возможно, считают, что время у них еще есть. Но его на самом деле уже нет, потому что в своем развитии Крым очень отстал от среднеевропейского уровня. Стратегия - это то, что нужно сделать сегодня, чтобы завтра настало. Поэтому сейчас самое время определиться в стратегии развития и всему Крыму в целом и каждому предприятию, фирме, в частности.
Для разработки стратегии необходимо определить конкретную ситуацию по каждому предприятию, провести диагностику. Этим мы и занимались в Крыму почти месяц. Специалисты «Метода» проводили замеры по многим параметрам. Как известно, кадры решают все! А особенно, если это компетентные профессионалы и знатоки своего дела. Поэтому первый срез исследования был по кадрам. К сожалению, ситуация с профессиональными кадрами в Крыму критическая. Специалистов немного и возраст их далеко запенсионный. Что касается управленческих кадров, то ситуация также неутешительная.
Руководители российских предприятий, предприниматели за последние два десятилетия прошли массу тренингов, стратегических сессий, проблемных корпоративных семинаров и умеют понимать бизнес – процессы, которые происходят у конкурентов, партнеров, клиентов. Для них понятны технологии разработки стратегии развития бизнеса, они владеют философией и технологиями «Бережливого производства», снижения потерь, массой технологий для увеличения объемов продаж. Управленцы большинства российских предприятий освоили и, как правило, хорошо знают приемы мотивации персонала при приеме на работу, карьерном росте. В частности наши специалисты провели за 20 лет сотни, если не тысячи таких тренингов и с каждым годом мы убеждаемся, что и руководители предприятий и управленческий персонал владеют всеми этими технологиями. Российский бизнес уже понимает, что является для него инфраструктурой, какие предприятия работают на рынке B2B. Напротив, при беседе с руководителями предприятий Крыма, мы столкнулись с полным непониманием процессов, протекающих на их предприятиях, с отсутствием лексикона современного менеджера. Уровень обученности управленческого персонала соответствует уровню начала 90- годов в России. Вопросы, которые нам задавали руководители предприятий, были настолько элементарными, азбучными, что вызывало удивление, как их вообще может задать руководитель предприятия.
У российских и крымских бизнесменов совершенно разные приоритеты. Если для российского предпринимателя увеличение объемов продаж - это первоочередная задача, о выполнении которой он думает денно и нощно, то крымчане относятся к этому достаточно спокойно, я бы даже сказала фаталистично: как будет, так и будет.
Всему этому сопутствует полная закрытость информации о действующих в Крыму предприятиях, о фирмах сферы услуг, о производимой продукции. Например, в Челябинске и других городах России – промышленных миллионниках достаточно открыть ДубльГИС, чтобы получить представление о промышленном потенциале каждого предприятия, рубрикатор имеет достаточно много позиций, чтобы оценить поведение каждого бизнеса. На территории Крыма этого сделать невозможно. Даже списки предприятий являются коммерческой собственностью, их можно получить только за деньги в торгово-промышленной палате. Причем, не факт, что купленные вами списки будут исчерпывающими.
Еще более разительно отличается от российской ситуация в сельском хозяйстве. Конечно, и в России сельское хозяйство в некоторых регионах находится в кризисном состоянии, но уже повсеместно есть крупные сельскохозяйственные холдинги, на село пришли инвесторы, государство оказывает серьезное внимание этой отрасли.
В Крыму сельхозпредприятия просто выживают, нет интереса ни со стороны инвесторов, не было ее и со стороны государства. Поэтому сельхозпредприятия сейчас активно ведут многочисленные переговоры с российскими партнерами по инвестированию в них. Но следует отметить, что отношение к инвесторам и принципы взаимодействия с ними в Крыму отличаются от российских. Поэтому прежде чем инвестировать в сельхозпредприятия Крыма, необходимо досконально изучить все нюансы или получить консультацию специалистов, которые владеют ситуацией. Особая тема – туризм в Крыму. Безусловно, это самое перспективное направление развития. Пока туристический сервис осуществляют в основном маленькие гостиницы. Ранее 70% всех гостиниц заполнялись украинцами. Турфирмы Украины подписывали с хозяевами гостиниц договоры (как правило, на три месяца) и направляли в эти гостиницы отдыхающих. Плата за номера была очень низкая, но и качество сервиса оставляло желать лучшего.
Сегодня нужны новые маркетинговые стратегии, желательно малозатратные. Наши специалисты разработали эти стратегии как для крымского, так и для российского туристического бизнеса.
К сожалению, пока у местных бизнесменов полное непонимание, как наладить отношения с территориями России, как продвигать крымскую продукцию на обширный российский рынок, какие законы и традиции ведения бизнеса действуют на российской территории.
Это вовсе не значит, что ситуация катастрофична. Как говорил известный писатель: «Перед прошлым склони голову, перед будущим засучи рукава». Конечно, потребуется какое-то время, чтобы научить персонал современным методам управления предприятием, построить информационную систему для бизнеса Крыма.
Но все вышесказанное и многое из того, что мы еще продиагностировали, следует учитывать при ведении бизнеса в Крыму. Поэтому фирма «Метод» открыла свое представительство в Крыму (в Севастополе). Если российские материковые предприятия начнут взаимодействие с крымскими предприятиями, то они должны заранее быть готовы к степени их развития, как бизнес-единицы, иметь ожидания по состоянию и ведению бизнес-процессов, эффективности управления, маркетинга и просто стандартов делопроизводства, имиджа будущих партнеров. Настоятельно рекомендую перед началом работы с предприятиями и предпринимателями Крыма, с государственными и муниципальными органами региона проконсультироваться с экспертами, которые дадут углубленное представление о бизнесе Крыма, сделают обзор всех имеющихся в Крыму отраслей, покажут интересные с точки зрения развития бизнеса направления на новой российской территории, смогут оказать помощь при решении конкретных вопросов по входу бизнеса в Крым.

Калинина Татьяна 

 

 

«Крым. Реальные подробности о бизнес-возможностях Крыма».

 

«Крым. Реальные подробности о бизнес-возможностях Крыма».